Российский морской регистр судоходства (РС) – классификационное общество. основанное в 1913 году. РС является членом Международной ассоциации классификационных обществ, объединяющей ведущие классификационные общества мира. Общество разрабатывает технические требования для судов различных типов и назначения, которые применяются при техническом наблюдении за объектами морского транспорта на всех этапах их жизненного цикла – от проектирования до утилизации. Цель технического наблюдения РС - содействие безопасности мореплавания, охране человеческой жизни и надлежащей перевозке пассажиров и грузов на море, предотвращению загрязнения с судов.
РС имеет более 50 филиалов и представительств в России и за рубежом. В классе РС находится около 5000 судов под флагами порядка 50 государств. Общая валовая вместимость флота в классе РС превышает 13,5 млн единиц.
С 2011 года на базе СЭД ТЕЗИС РС создает единую корпоративную информационную систему. Система ТЕЗИС обеспечивает единое информационное пространство и непрерывный процесс обработки заявок на все виды освидетельствований судов в РС. Кроме того, система автоматизирует и другие бизнес-процессы РС, такие как внешний и внутренний документооборот, учет результатов наблюдения в промышленности, финансовый контроль и работу со счетами, контроль эффективности выполнения заявок различными подразделениями и другие смежные и вспомогательные задачи.
В процессе технического наблюдения РС за судами в эксплуатации ключевой процедурой является их освидетельствование на соответствие нормативам безопасности.
Инспекторы РС выполняют освидетельствование судна в соответствии с требованиями правил и других нормативных документов РС, а также фиксируют все изменения в его техническом состоянии, составе оборудования, судовой документации и т.д.
В РС существует формализованная процедура учета этих изменений. Данные, собранные инспекторами в процессе освидетельствования, передаются в Главное управление РС инженерам по учету флота, которые проверяют полученную информацию и вносят в информационную систему РС. Изменение любого параметра судна существенно, поэтому в РС хранится полная история значений каждого параметра по всем судам.
Процедура обмена информацией между инспектором и инженером осложнена их физической удаленностью друг от друга: инспектор, как правило, выполняет свою работу, находясь в порту, инженер работает в офисе. На судах не всегда имеется возможность выхода в интернет, поэтому часто сбор данных проводится в режиме офлайн.
До того, как основным инструментом в процессе обмена данными между инспекторами и инженерами стала система ТЕЗИС, учет судов осуществлялся с использованием программного комплекса собственной разработки РС, состоявшего из узкоспециализированных модулей. С учетом того, что бизнес-процессы классификационного общества являются сквозными и затрагивают разные уровни управления, специалистами РС также были разработаны решения, обеспечивающие внутреннюю интеграцию.
Сложность поддержки и развития системы, состоящей из отдельных модулей, явилась главной причиной принятия решения о переходе на единый централизованный инструмент. Определенную роль сыграли и ограничения технологической платформы, использовавшейся ранее: обмен информацией между модулями был возможен только посредством репликаций баз данных и передачи файлов. Развитие системы в направлении автоматизации бизнес-процессов также было ограничено.
К моменту принятия решения о создании новой системы по учету флота система ТЕЗИС уже использовалась в РС в течение нескольких лет. В ходе ее развития были решены задачи по автоматизации процессов документооборота, а также реализован ряд решений по обмену данными с внешними системами. Выбор платформы для автоматизации процессов управления изменениями учетных данных судов был очевиден.
Реализация проекта потребовала решения следующих задач:
В 2014 году стартовала разработка модуля «Флот» как неотъемлемой части системы ТЕЗИС, используемой в РС.
С точки зрения системы каждое судно представляет собой объект, содержащий более 250 атрибутов. Для каждого из атрибутов необходимо вести историю изменений, причем с указанием источника: атрибуты могут быть изменены как вручную, так и вследствие обработки т.н. «извещения», подготовленного инспектором в ходе проведения освидетельствования. С этой целью в ТЕЗИС была создана карточка судна с поддержкой механизма версионности: каждый раз при внесении изменений в системе создается новый срез истории, позволяющий увидеть состояние судна не только на текущий момент, но и на любую дату. Для каждого изменения указывается источник и автор. Стандартный механизм поиска был доработан таким образом, чтобы искать суда не только по текущим, но и по «старым» значениям параметров: например, можно найти суда, которые зарегистрированы под флагом России сегодня, но можно также найти суда, которые были зарегистрированы под этим флагом по состоянию на определенную дату в прошлом.
На момент внедрения модуля «Флот» в базе данных РС содержались сведения о 23 000 судов, поэтому следующей задачей был импорт данных из использовавшейся ранее системы. Наборы данных были загружены в ТЕЗИС с преобразованием в карточки судов, позволяющие видеть историю изменений. При этом соблюдался принцип единообразия сохраняемых данных.
В связи с тем, что Регистр помимо базы данных «ФЛОТ» использует и другие информационные модули собственной разработки была решена еще одна задача - обратный экспорт данных из системы ТЕЗИС. По сути, обеспечена постоянная репликация данных: каждое изменение карточки судна в ТЕЗИС сопровождается обновлением таблиц учета актуальных значений параметров и таблицы учета изменений.
«Заказчиком был предложен оригинальный способ проверки корректности начальной загрузки данных. Для этого была сделана копия исходных баз флота по состоянию на определенную дату. Далее мы импортировали суда вместе с историей изменений в ТЕЗИС, после чего в течение нескольких дней пользователи вносили изменения сразу в две системы – старую и новую. Потом данные из ТЕЗИС были выгружены в исходный формат, и заказчик сравнил результат выгрузки с базами, которые получились в ходе параллельной работы в системе собственной разработки. С третьей или четвертой попытки различий не стало. Неплохой результат, учитывая количество судов, объем параметров и сложность преобразований», - рассказал Александр Суханов, руководитель проекта со стороны компании «Хоулмонт».
Формализованная процедура внесения изменений в учетные данные судов, применяемая в РС, предполагает подготовку инспектором специализированного извещения - подлежащего учету документа с пакетом данных, который необходимо передать с борта судна в Главное управление РС. Для создания таких пакетов применяется отдельное приложение установленное на персональном компьютере каждого инспектора. По итогам очередного освидетельствования создается файл изменений и пересылался в Главное управление. Для управления внесением изменений в параметры судов в ТЕЗИС была реализована специализированная карточка извещения. Инспектор получил возможность создавать извещения непосредственно в СЭД и запускать процесс изменения учетных данных судна. ТЕЗИС обеспечивает маршрутизацию извещения между участниками, управляя приемкой, корректировкой изменений и уведомлением. Вместе с тем, возможность работы инспекторов в режиме офлайн была сохранена, так как способность проводить освидетельствования даже при отсутствии интернет-соединения является установленным требованием. Сейчас, если на судне нет интернета, инспектор по-прежнему может создать извещение в приложении, использовавшемся ранее. Благодаря постоянной репликации данных из ТЕЗИС, персональная база инспектора также будет поддерживаться в актуальном состоянии. Файл извещения будет передан в Главное управление РС, но теперь его «подхватит» ТЕЗИС. В результате карточка извещения в СЭД будет создана и отправлена по процессу автоматически, а изменения в любом случае попадут в единую базу.
Таким образом, достигнута предельная достоверность учета изменений и прозрачность процесса их обработки.
Кроме этого, снизилась трудоемкость обработки извещений инженерами и количество ошибок при вводе данных.
«Ввод в эксплуатацию модуля «Флот» позволил нам не только сократить трудоемкость обработки извещений и избавиться от ошибок двойного ввода. Благодаря модулю «Флот» в целом упростился процесс обработки извещений в РС, был снят ряд нормативных требований по хранению извещений, их пересылке и согласованию – все стало проще и прозрачнее. Кроме того, мы начали выводить из эксплуатации устаревшие унаследованные приложения. Перенос учетных данных по судам и централизация их обработки в системе ТЕЗИС также создали необходимые условия для автоматизации фундаментального бизнес-процесса РС: после реализации модулей «Статус» и «Формуляр судов» в системе ТЕЗИС будет полностью автоматизирован процесс технического наблюдения за судами в эксплуатации», – рассказал Андрей Яцевич, руководитель проекта со стороны РС.
Российский морской регистр судоходства активно продолжает развивать ИТ-инфраструктуру на базе системы ТЕЗИС. В дополнение к модулю «Флот» в разработке находится модуль «Статус судна», который обеспечит автоматизацию учета и контроля освидетельствований, проводимых инспекторами. В 2015 году начата работа по модулю «Проекты судов», задача которого - автоматизация согласования Регистром проектной документации по строящимся судам. На 2016 год запланирована разработка модуля «Формуляр», который сведет воедино всю документацию по судам в системе ТЕЗИС, включая свидетельства, отчеты об освидетельствованиях, акты выставления требований, переписку и многое другое.