Какой должна быть СЭД? Нефункциональные требования, предъявляемые к документообороту
Чтобы выбрать СЭД в условиях зрелого рынка, стоит обратить внимание на нефункциональные требования к системе электронного документооборота
В условиях функционального паритета, характерного для зрелого рынка, детальное сравнение возможностей продуктов может оказаться бесполезным — разница будет так мала, что это не позволит принять обоснованное решение. Более того: в случае проведения официального конкурса, особенно при заключении госконтракта, оценка продуктов на основании только лишь функциональных различий может послужить почвой для конфликтов или даже судебных исков со стороны проигравших участников, потому что субъективности в проставлении баллов не избежать.
При прочих равных – то есть, когда функционально продукты очень похожи, конкурентные преимущества реализуются за счет эмоционального воздействия на потребителя, ценовой политики, активного маркетинга и других качеств, не имеющих непосредственного отношения к документообороту – порой за этой «дымовой завесой» не разглядеть и самого продукта.
Стоит уделить больше внимания нефункциональным требованиям к системе электронного документооборота, которые могут сыграть роль дифференциаторов, в т.ч.:
- Простота пользования (юзабилити);
- Производительность и масштабируемость;
- Доступность (надежность) системы;
- Соответствие стандартам.
По каждому из этих направлений можно составить вполне четкие критерии, привязанные к вашей инфраструктуре и особенностям работы. Например, если говорить о масштабируемости, то лучше оставаться в рамках реальности: при 100 пользователях в организации нет необходимости в том, чтобы система могла поддерживать 100 тысяч подключений. Доступность на уровне «пять девяток» для документооборота тоже не есть насущная необходимость — ведь СЭД это не платежная система, где каждая секунда на счету.
Стандартов собственно на ECM/СЭД в России нет. Поэтому относитесь критически к заявлениям поставщиков о «соответствии российским стандартам документооборота» – любая гибкая платформа может быть настроена так, чтобы отвечать вашим функциональным требованиям, предъявляемым к документообороту.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
Оставайтесь реалистами, не предъявляйте завышенных требований к системе электронного документооборота. Коэффициент запаса по производительности, масштабируемости и доступности должен быть в разумных пределах – с учетом максимального прогноза по росту документопотока и численности организации.
Удобство использования (юзабилити) — далеко не такая субъективная вещь, как кажется на первый взгляд. В этой области есть свои стандарты и методики, позволяющие провести вполне объективную оценку. Обращайтесь к специалистам.
Следует различать стандарты, предъявляемые к документам и процедурам их обработки и стандарты к ИТ-системам класса ECM/СЭД. В некоторых сферах действительно есть стандарты, например, в управлении качеством – серия ISO 9000. Поставщик может предложить готовое решение, которое позволит вам быстрее пройти сертификацию или аудит по управлению качеством, но это не гарантия качества самой ECM-системы — учитывайте это.