Выбор СЭД: Как избежать скрытых расходов?
Выбирая систему электронного документооборота, важно оценивать предложения поставщиков исходя не из цены закупки, а из общей стоимости владения ею за срок ее эксплуатации
Разумеется, заказчик хочет получить лучшее решение за меньшие деньги. Но прямое сравнение коммерческих предложений разных поставщиков может не дать финального ответа, какое же из них более выгодно.
Причин тому несколько. Во-первых, поставщики стараются создать более благоприятное впечатление и предложить по возможности более низкую цену на старте проекта — и не стоит их за это порицать. Во-вторых, есть вещи, от поставщика ECM никак не зависящие – например, состояние вашей инфраструктуры и требуемый объем инвестиций, чтобы система нормально заработала. Плюс ко всему есть фактор непредсказуемости поведения сложных систем, поэтому невозможно заранее просчитать, какие еще затраты придется понести.
Каждый, кто делал ремонт в квартире с этим согласится — несмотря на самую тщательную подготовку и детальные расчеты, в жизни все получается по-другому.
Популярный показатель ROI (возврат на инвестиции) слабо применим к системам автоматизации для работников умственного труда, и к ECM в том числе. Ускорение работы с документами само по себе прямого экономического эффекта не дает. Допустим, ваши сотрудники станут находить нужные документы быстрее и сэкономят по 1 часу в день – это же не значит, что вы сократите их зарплату на 1/8?
Влияние ECM на бизнес носит более опосредованный характер, и не всегда эти взаимосвязи можно выявить и сопоставить им количественные показатели. Качественные улучшения, как, например, повышение удобства работы с документами, тоже положительно влияют на бизнес, хотя и не измеряются в миллионах долларов.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
Оценивать предложения поставщиков исходя не из цены закупки, а из общей стоимости владения (TCO) системой за срок ее плановой эксплуатации, то есть на интервале 5-7 лет.
Выявить все скрытые расходы, не включенные поставщиком в коммерческое предложение. Для нормальной работы ECM может потребоваться дополнительное оборудование (серверы, сканеры, принтеры, техника для работы со штрих-кодами), дополнительный персонал, обучение, модернизация каналов связи, обновление системного ПО, закупка дополнительного ПО, получение лицензий и сертификатов у регулятора, и т. д. Не стесняйтесь спрашивать — лучше все нюансы выяснить на старте проекта.
Забудьте о расчетах ROI на основе экономии времени. Либо находите более четкие критерии, например, экономия ФОТ, если вы планируете сокращение персонала, либо полагайтесь на качественные улучшения.
Еще один момент: внедрение ECM не обязано дать вам прямую экономию. Расходы на автоматизацию документооборота логично вклю¬чить в общие издержки на ведение бизнеса. ECM сегодня —такая же необходимость, как электронная почта и доступ в Интернет.